В Европе проходит невиданный в истории эксперимент: объединение нескольких десятков стран в единое государство ненасильственным путем. И никто не в состоянии сказать, чем все это в итоге закончится (даже Александр Зотин). Может, вообще ничего не получится, или кого-то потеряют по дороге – ясно только, что процесс будет долгим и болезненным. В том числе для России, которая завязана на Евросоюз сильнее, чем на любого другого торгового партнера. Решение проблем Греции и Испании, преодоление немецкого сепаратизма или французского социализма – из этой серии. Но если не получится… мало не покажется всему миру.

Очередное испытание ЕС на прочность - бюджет на 2014-2020 годы. Лидеры стран два дня пыхтели над его принятием. И, безуспешно. В итоге решили отложить обсуждение на 2013 год. Наложить вето любая из 27 стран-участников, потому приходится учитывать пожелания каждой. А они порой просто несовместимы:
Размер бюджета. Вся каша заварилась именно из-за этого. Еврокомиссары, видимо, решили, что терять нечего, и увеличили проектный бюджет почти на 5% - до 1025 млрд евро. Такое расточительство не вдохновило Германию и председателю Европейского совета Херману ван Ромпею пришлось слегка его урезать - до 973 млрд евро. В итоге ситуация накалилась еще больше. Бедные страны Восточной Европы - за увеличение бюджета, а Западной финансировать их надоело. Особенно серьезные разногласия возникли с Великобританией - премьер-министр Дэвид Кэмерон подчеркнул, что позиция страны по этому вопросу будет очень жесткой (ранее он уже грозил выходом страны из Евросоюза, если к его мнению не прислушаются).
Льготы. Как раз истекают договоренности по льготам на взносы в бюджет для Британии. Страна получает их из-за того, что единая аграрная политика ЕС ей, мягко говоря, невыгодна. В прошлый раз евроэнтузиаст Тони Блэр пошел на уступки. На этот раз договариваться о новых размерах льгот будет гораздо сложнее. Плюс неожиданный финт выкинула и Дания: премьер-министр страны Хелле Торнинг-Шмидт угрожает наложить вето на бюджет ЕС, если Дания не получит льготу размером в 1 млрд евро: в расчете на душу населения страна отдает в бюджет ЕС больше всех. Кстати, льготу британцев в итоге разделяют между остальными странами ЕС, чем они тоже не слишком довольны.

Сельскохозяйственная политика. Один из главных идеологов активного финансирования фермеров Франция категорически протестует против уменьшения расходов в этом секторе. Но большинству стран (особенно Северной Европы) оно не приносит ничего, кроме убытков. Особенно зверствует по этому поводу Швеция, грозя наложить вето и требуя реформ.
Инфраструктурные расходы. ЕС выделяет больше 30% бюджета на развитие инфраструктуры бедных регионов. Это, естественно, устраивает страны Восточной Европы и Италию, которой необходима поддержка ее отсталых южных регионов. И все эти страны допускают возможность наложения вето, если поддержка их инфраструктуры в следующую семилетку будет сильно уменьшена. Опять-таки, обеспеченным странам ЕС бесконечно сливать деньги несколько надоело.

Административные расходы. На странные в условиях кризиса траты ЕС указывают многие страны. В частности, Великобритания недовольна строительством нового здания Европарламента - оно обошлось в 500 млн евро. Европейские чиновники зарабатывают в среднем более 100 000 евро в год. Но, само собой, страны, на территории которых и расположены институты ЕС (например, Бельгия) расходы на администрацию сокращать не хотят.
Пока еще процесс принятия бюджета ЕС не слишком влияет на рынки. Но в 2013 году инвесторы и трейдеры будут следить за ним с неменьшим энтузиазмом, чем за спасением Греции и Испании.

Источник /Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/