Активно готовящийся к размещению акций Facebook (дальше будем писать по-русски «Фейсбук») открыл часть своих финансовых и «натурных» показателей. Это документ на 215 страниц, заслуживающий самого серьёзного рассмотрения, всё-таки, Фейсбук – явление планетарного масштаба, как к нему ни относиться

Но изучение данного талмуда займёт много времени. Пока же пробежимся по основным данным, попытавшись понять, насколько оправданной можно считать «привязавшуюся» к этой компании оценку в $100 млрд.

В I кв. 2012 года выручка Фейсбука немного превысила $1 млрд. Это второй подряд «миллиардный» квартал — в предновогодние три месяца выручка вышла за $1,1 млрд. При этом чистая прибыль компании оказалась самой низкой за последние как минимум шесть кварталов — всего $205 млн.

По данным компании, на сегодня месячная аудитория сайта составляет 901 млн человек, а дневная — 526 млн человек, из которых 398 млн человек заходили на сайт минимум шесть дней из семи. В общей сложности порядка 500 млн пользователей время от времени заходит на Фейсбук через мобильные устройства, причём 83 млн из них в марте 2012 года ни разу не использовали стационарный ПК или ноутбук.

Финансовые показатели компании сведены в табличку

http://x.elitetrader.ru/img/clip1538283_17Kb.png
Источник: отчётность компании

Как видим, Фейсбук больше похож на стабильно развивающийся солидный бизнес, чем на бурно растущий интернет-стартап (которым он, впрочем, давно не является). Рост доходов есть, но не такой уж стремительный. При этом темп роста расходов выше, чем темп роста доходов. Если по итогам последнего квартала 2010 года расходы составляли лишь 40% доходов, то сейчас картина обратная: доля расходов заметно превышает 60%.

Из квартала в квартал снижается чистая прибыль. После прошлогодних $233 млн за первый квартал нынешние $205 млн выглядят скромно. Обратите внимание, резкий рост прибыли в четвёртом квартале вызван активизацией рекламодателей перед главными праздниками года, он полезен для годовых результатов, но его нельзя сравнивать с показателями соседних кварталов.

Мы видим растущий (но не стремительно) прибыльный бизнес с явными проблемами в расходной части бюджета и снижающейся из-за этого прибылью. Можно надеяться, что основные инвесторы компании рано или поздно убедят менеджеров заняться оптимизацией расходов, что остановит негативные процессы. Но в любом случае, нет ощущения, что Фейсбук может в разы улучшить свои показатели.

Сегодняшняя аудитория сервиса, похоже, близка к теоретическому максимуму. Доступ к интернету в мире имеет менее 2,2 млрд человек. Из них примерно для 0,5 млрд человек Фейсбук малодоступен (в Китае), а части просто неинтересен в силу наличия национальных аналогов. Даже Гугл со всеми своими популярными сайтами имеет месячную аудиторию немногим более 1 млрд человек. Похоже, что 1-1,2 млрд пользователей — это естественный максимум для любого земного интернет-сервиса в ближайшие годы.

Экстенсивно расширяться Фейсбуку практически некуда. Интенсивно — можно попробовать. Сейчас компания зарабатывает на среднем пользователе примерно $1-1,2 в квартал (в терминах выручки). Эта величина более-менее постоянна, то есть весь последний год доходы Фейсбука росли в основном именно за счёт роста аудитории, а не за счёт повышения эффективности. Сможет ли компания значительно увеличить выручку на пользователя? Не факт. Цены на рекламу в Фейсбуке уже начинают вызывать недовольство рекламодателей, а повышение качества таргетинга (что ведёт к увеличению количества кликов по рекламе) — задача нетривиальная.

С точки зрения вероятности того, что пользователь кликнет по рекламе, Фейсбук сильно проигрывает тому же Гуглу. В Фейсбуке пользователь по большому счёту постоянно видит одну и ту же страницу – «френдоленту». Его интерес сконцентрирован на общении с друзьями и знакомыми. Ему кроме этого в общем-то ничего больше не надо. Гугл же показывает свою рекламу в основном в то время, когда пользователь активно ищет что-то, когда он в чём-то сильно заинтересован. Учитывая, что даже у одного человека интересы довольно разнообразны, ему можно показывать разную рекламу, соответствующую его интересам в каждый конкретный момент.

Если Фейсбук не придумает чего-то совершенно нового и революционного в рекламном бизнесе, его выручка на пользователя останется на сравнимом с нынешним уровне. А значит (вспоминая о пределе количества пользователей), и общая выручка (и прибыль) сильно не вырастет. По крайней мере, рассчитывать на рост выручки и прибыли в разы в течение ближайших лет было бы несколько излишне оптимистично.

Итак, мы получаем компанию с выручкой порядка $40-50 млрд в ближайшие 5 лет (это довольно оптимистичный прогноз) и прибылью (хорошо если) порядка $7-10 млрд за тот же период. В какую сумму можно оценить такую компанию? Если брать очень широкую вилку, то это где-то $20-50 млрд. Причём верхняя граница, скорее, из уважения к Цукербергу, чем из экономической целесообразности. В любом случае, ни о каких $100 млрд речи не идёт. Совсем.

С другой стороны, кого это остановит? Последние IPO интернет-компаний показали, что на рынке надулся очевидный пузырь. Инвесторы в горячке покупают акции на размещении или сразу после него по завышенным ценам, а потом месяцами сидят в убыточной позиции с непонятными перспективами. Собственно, картинка скажет лучше любых слов (изменение цен акций Linkedin, Яндекс, Groupon и Pandora после размещения):
http://x.elitetrader.ru/img/clip5806893_31Kb.jpg

Источник: yahoo.com