Китайские СМИ бьют тревогу из-за использования роботов-портных в США
Если бы Гарри Рейд был приглашен на церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне, организаторам не стоило бы подпускать его к Олимпийскому огню. Kидером большинства в Сенате овладели воинственные настроения, и он возглавил группу американских политиков, агрессивно настроенных против надписи "Сделано в Китае" на экипировке американских спортсменов. "Я считаю, что им следует взять всю эту униформу, сложить ее в кучу и поджечь, – размышляет Рейд. – Надеюсь, что они не будут носить ничего, кроме маек и шортов, на которых вручную будет вышито "США". В Америке есть граждане, которые трудятся в легкой промышленности и нуждаются в работе"
Даже если эти слова выражают ложное чувство справедливости Капитолийского холма (потом пойдут гонения на итальянские костюмы?), они вполне созвучны растущим антикитайским настроениям в кампании по выборам президента. Такие темы, как уход в оффшор и аутсорсинг, провоцируют ожесточенные споры.
Напряжение по проблеме легкой промышленности явно читалось и в китайских СМИ в таких новостях, как сообщение о том, что в США разрабатываются "подвесные перегрузочные роботы", из-за которых швейная промышленность, играющая важную роль в экономике Китая, вскоре окажется под угрозой. В чем претензия? В том, что новая эра "роботов-портных" приведет к следующей ситуации: производить одежду в США будет дешевле, чем поставлять ее из Китая. В статье, опубликованной на прошлой неделе, China Youth Daily использует образы холодной войны, предупреждая о новой "стратегии сдерживания", которая предполагает, что американские роботы "захватят командные высоты в ходе нового этапа технологического и промышленного соперничества". Хитрый ход. Может, и к лучшему, но никто из журналистов, кажется, не обратил внимания на новость, что компания, разрабатывающая промышленных роботов, – SoftWear Automation в Джорджии – получила от Пентагона грант на 1.2 млн долларов.
Средства поступили от агентства, занимающегося повышением национальной безопасности США, хотя можно найти и более прозаическое объяснение: Министерство обороны надеется сохранить хоть какую-то часть от 4 млн. долларов, ежегодно выделяемых на обмундирование. Отчасти реакция на новый виток интереса к роботехнике связана с постоянным ростом зарплат китайских рабочих и ожидаемым демографическим пиком на рынке труда страны в 2015 г. Заработная плата непрерывно росла в течение года. На этой неделе Wall Street Journal сообщил, что оплата труда иммигрантов – тех, кто, как правило, составляет основную рабочую силу на предприятиях, – выросла в первом полугодии на 14.9%, в соответствии с данными Национального бюро статистики. При нынешнем уровне зарплат это означает, что к 2015 г. оплата труда в частном секторе китайской промышленности вырастет вдвое по сравнению с уровнем 2011 г.
В связи с этим китайцы начинают беспокоиться, что растущая стоимость их труда может привести к возрождению американской промышленности. Подобное опасение об утрате статуса (которое тогда подпитывалось страхом, что падение цен на природный газ в Северной Америке может дать толчок к росту американской промышленности) было высказано всего несколько недель назад. Теперь месть роботов занимает целые газетные полосы. Серия исследований Бостонской консалтинговой группы (BCG) в течение последних полутора лет была посвящена проблеме конкурентоспособности. По мнению BCG, рост заработной платы китайских рабочих, бесспорно, является фактором снижения прибылей США. Однако компании, ведущие дела за границей, в предыдущие годы слишком часто сосредотачивались на затратах труда на единицу продукции, не обращая внимания на остальные издержки производства в Китае. И если учесть другие расходы: на транспорт, налоги, недвижимость и риски в цепи поставок, то уже станет заметно, что некоторые виды производства более рентабельно перенести в такие штаты, как Алабама или Теннесси, нежели оставить в Китае.
Некоторые компании уже приняли решение увеличить производство в США, и Caterpillar, Toyota, Honda и Nissan в их числе. Как уже упоминалось в WiC (Week in China), китайские промышленники планируют отсрочить судный день путем переноса производства внутрь страны. Но подобное решение не всегда может подготовить путь к отступлению, т.к. в провинциальных городах не хватает квалифицированных рабочих, сетей снабжения и транспортной инфраструктуры в прибрежных зонах, что сведет к минимуму эффект от более низкой заработной платы.
Таким образом, как это ни странно, и китайцы задумываются об инвестициях в роботехнику. Ранее в этом месяце Ван Тяньмяо, возглавляющий команду, которая занимается задачей ускорения автоматизации, поставленной в последнем пятилетнем плане центрального правительства, сообщил China Daily, что промышленные роботы уже обходятся дешевле рабочих в некоторых восточных регионах Китая. Также он сообщил, что обычный робот сегодня стоит 300 000 кит. юаней (47 063 долларов) и требует на эксплуатационные расходы около 20 000 кит. юаней в год. Больше 10 лет прошло с тех пор, как выяснилось, что робот обходится дешевле, чем технический специалист, получающий 6 000 кит. юаней в месяц, особенно если учесть, что роботы в три раза более эффективны и не требуют повышения заработной платы.
Согласно Economic Information Daily, компании, такие как Foxconn, заявляли, что будут придерживаться обеих стратегий контроля затрат: переноса производства внутрь страны и инвестирования в большую автоматизацию промышленности – для того, чтобы оставаться в лидерах; хотя тайваньская компания умолчала о своих планах, которые привлекли внимание общественности в прошлом году, когда прозвучало сообщение, что около миллиона роботов вступит в строй к 2013 г.
Действительно, импорт промышленных роботов китайскими компаниями увеличился на 62% и достиг 866 млн долл. в прошлом году, продемонстрировав, что должностные лица, в числе которых можно назвать Вана, скорее добиваются изготовления большего количества роботов на внутреннем рынке, чем их покупки за рубежом. Но, как замечает BCG, прямой переход невозможен. Инвестировать в роботов дорого, к тому же это нивелирует одно из конкурентных преимуществ крупнейших китайских производителей – низкие расходы на оплату труда. Необходимо продумать и возможную реакцию правительства на ситуацию, при которой сотни тысяч людей окажутся без работы. Вероятно, производители тоже не могут окончательно вернуться в США. Скорее всего, производство машин и строительной техники вернется в страну в первую очередь. И несмотря на все разговоры о новых роботах-портных, BCG считает, что сдвинуть крупносерийные и трудоемкие виды производства (например, легкую промышленность) будет весьма затруднительно.