Аукцион – исторически сложившаяся форма продажи товаров. Поскольку аукцион как форма организации торгов насчитывает не одну сотню лет, то сложились несколько устоявшихся форм и некий свод правил, для каждого вида аукциона.

Наиболее известны, благодаря нашим СМИ аукционы по продаже предметов искусства такими мировыми брендами, как аукционный дом «Кристис» и «Сотбис». В первую тройку входит так же аукционный дом «Филлипс де Пюри», но российскими СМИ его деятельность как-то не освещается, поэтому в России, о его существовании знают только знатоки и коллекционеры.

Есть в России и свои аукционные дома: «Гелос» и «Конрос», но это интересно уже только экспертам.

Классическое описание аукциона мы можем найти в сатирическом романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Во времена НЭПа многие элементы буржуазной культуры и методов хозяйствования с разрешения большевиков были возвращены в повседневную жизнь, но, ненадолго.
Итак, рассмотрим «техническую» сторону проведения аукционов.

Исторически устоялись два вида аукциона, и уже в наше время к ним добавился третий. Первые два это «обычный» аукцион, именуемый «английским», отличительной чертой которого является повышение цены желающими приобрести тот или иной товар и «голландский» аукцион, где торги начинаются с некой максимальной цены, которую аукционист постепенно понижает.

И третий вид аукциона, сложившийся уже в наши дни – так называемый «скандинавский» интернет-аукцион. Отличительными чертами которого является взимание некой минимальной, но все-таки платеж за право поднять цену.

Правила аукциона строго регламентируют его проведение. Аукцион проводится в заранее оговоренном месте и в заранее оговоренное время, так же важными моментами, изложенными в правилах, являются «шаг повышения/понижения цены» и состав участников.
По составу участников аукционы бывают открытыми и закрытыми. В открытом аукционе может принять участие любой желающий, в закрытом аукционе - только по специальному приглашению организаторов аукциона.

Следующим немаловажным этапом проведения аукциона является возможность предварительно ознакомиться с выставляемыми на аукцион товарами.
Тут необходимо пояснить, что через аукцион, как правило, реализуются товары (партии товаров) имеющие некие индивидуальные свойства. Товары/партии товаров со стандартизированным свойствам реализуются через биржу. Потому то, товары, имеющие индивидуальные характеристики, а что может быть индивидуальнее, чем картина Леонардо да Винчи, реализуются только через аукционы.

Но это могут быть не только предметы искусства. Через аукцион реализуются партии меховых товаров, партии табака, чая, цветов, тропической древесины, рыба, земельные участки, и как это ни странно, исторически через аукцион реализуются партии немытой шерсти, подержанные автомобили и мобильные устройства. Впрочем, аукционы вышеперечисленными товарами не ограничиваются. Есть еще торговля «конфискатом» и имуществом банкротов.

Но вернемся к организации аукциона. Во время осмотра товара потенциальный покупатель имеет право протестировать товар и приобрести небольшое его количество (если это физически возможно) для более углубленного анализа. Исторически сложилось так, что приобретенный на аукционе товар не подлежит возврату, за исключением редких, специально оговоренных в правилах, случаях.

После осмотра, собственно, сами торги. Как правило после того как покупатель, тем или иным способом предложит лучшую цену, устраивающую организаторов, аукционист трижды зафиксирует этот факт и под звуки удара традиционным деревянным молоточком, объявляет победителя. Далее следует юридическое оформление сделки.
wwwtopauthor.ru